Заупокойная молитва (Джаназа намаз)

Джаназа намаз – это намаз, совершаемый за умершего мусульманина или мусульманку. Само слово «джаназа» переводится с арабского как «похороны, панихида». Джаназа намаз является фард-кифаят - обязательным для части мусульман, т.е. если одни совершат намаз, то с других фард спадает, но если никто не совершит, то грех на всех. Намаз является такой же обязательной составляющей при похоронах мусульман, как и купание, оборачивания в саван и погребение умершего.

По ханафитскому мазхабу джаназа намаз нужно обязательно совершать за умерших мусульман, кроме следующих категорий людей:

  • Аль-буг'ату – мусульманская группа, вышедшая из под власти правителя без законных причин. При условии, что они умерли в сражении против законного правителя;
  • Разбойники – люди совершающие грабеж на дорогах. При условии, что они, как и первая категория умерли при сражении с законными властями;
  • Люди, помогающие друг другу и толкающие народ в нечестие;
  • Человек, убивший одного из родителей;

Кто наиболее достоин быть имамом в джаназа намазе

Совершение джаназа намаза является наиболее предпочтительной в следующей последовательности:

  1. Правитель;
  2. Представитель (заместитель) правителя;
  3. Къоды (мусульманский судья);
  4. Имам населенного пункта (имам квартала, если населенный пункт крупный);
  5. Далее идут близкие родственники умершего (они должны быть мужского пола, половозрелые, разумные).

Совершение одного погребального намаза за нескольких и более покойников

Все четыре мазхаба сошлись в дозволенности совершить один джаназа намаз за более чем одного покойника. Однако совершение отдельного намаза за каждого покойного является более предпочтительным.

Арканы (обязательные части) джаназа намаза

По мазхабу Абу Ханифы джаназа намаз состоит из двух арканов:

  • Четыре такбира (Аллоху акбар). Первый такбир – это такбиратуль-ихрам, т.е. открывающий молитву;
  • Стояние во время намаза. Нельзя совершать джаназа намаз будучи верхом на чем-либо или сидя без уважительных причин.

Ният и салам

Намерения (ан-ният) является условием (шарт) джаназа намаза, а салам в конце молитвы относится к ваджибам намаза.

Сунны джаназа намаза

Желательными действиями джаназа молитвы являются:

  • Восхваление Всевышнего после первого такбира со словами « وَبِحَمْدِكَ سُبْحَانَكَ اللَّهُم» - «Субханакал-Лохумма ва бихамдика» - «Чист Ты от всех недостатков о Аллах, и вся хвала принадлежит Тебе»;
  • Произнесение салавата Пророку (с.а.с.) после второго такбира;
  • Молитва (дуа) за умершего после третьего такбира;
  • Сунной является совершение джаназа намаза тремя рядами, следуя хадису:

«مَنْ صَلَّى عَلَيْهِ ثَلَاثَةُ صُفُوفٍ فَقَدْ أَوْجَبَ» - «Тот, за кого совершат заупокойную молитву три ряда молящихся, обязательным является прощение Аллаха».

Порядок совершения джаназа намаза

Джаназа молитву совершают в следующем порядке:

  • Совершение намерение - «Я намериваюсь совершить джаназ намаз за покойного»;
  • Поднятие рук со словами «Аллаху акбар». Руки поднимаются только при первом такбире;
  • Восхваление Создателя словами «Субханакал-Лохумма ва бихамдика» после первого такбира;
  • Произнесение второго такбира;
  • Чтение салавата Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после второго такбира;
  • Произнесение третьего такбира;
  • Чтение дуа за себя, покойного и мусульман после третьего такбира; Желательно читать дуа пришедшие в хадисах, которые приводятся ниже.
  • Произнесение четвертого такбира;
  • Чтение после четвертого такбира дуа: «رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفيِ الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّار» - «Роббана́ аатина́ фиддунья́ хасанатан ва фильа́хироти хасанатан ва къына́ а'за́бан-на́р».
  • Произнесение салама направо и налево.

Читать аль-Фатиху по мазхабу Ханафи в джаназа намазе не надо.

Дуа читаемые в джаназа намазе и после него

Наиболее распространенные из них: "اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ وَعَافِهِ وَاعْفُ عَنْهُ وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ وَنَقِّهِ مِنْ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الْأَبْيَضَ مِنْ الدَّنَسِ وَأَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ وَأَهْلًا خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ وَزَوْجًا خَيْرًا مِنْ زَوْجِهِ وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَ مِنْ عَذَابِ النَّارِ. اللَّهم اغفر لِحَيِّنَا وَميِّتِنا ، وَصَغيرنا وَكَبيرِنَا ، وذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا ، وشَاهِدِنا وَغائِبنَا. اللَّهُمَّ منْ أَحْيَيْتَه منَّا فأَحْيِه على الإسْلامِ ، وَمَنْ توَفَّيْتَه منَّا فَتَوَفَّهُ عَلى الإيمانِ ، اللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ ، وَلا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ” – «Алло́хуммаг'фир лаху вархамху ва а́'фихи ваъфу а'нху ва акрим нузулаху ва вассиъ мудхалаху ваг'силху бильма́и вассалджи вальбаради ва наккъыхи миналь-хато́я́ кама́ наккъатас-савбаль-абядо минад-данаси ва абдилху да́ран хойран мин да́рихи ва ахлян хойран мин ахлихи ва завджан хойран мин зовджихи ва адхилхуль-джанната ва аызху мин а'за́биль-къабри ва мин а'за́бин-на́р. Алло́хуммаг'фир лихаййина́ ва маййитина́ ва сог'ы́рина́ ва каби́рина́ ва закарина́ ва унса́на́ ва ша́хидина́ ва г'о́ибина́. Алло́хумма ман ахъяйтаху минна́ фаухйихи а'лал-исла́ми вам ан таваффайтаху минна́ фатаваффаху а'лал-и́ма́ни. Алло́хумма ля́ тахримна́ аджроху ва ля́ тафтинна́ баъдаху». - «О Аллах прости его (покойного) и окажи ему милость, и сделай место его пребывания почтенным, и сделай просторным место куда он войдет, и омой его водой, снегом и льдом, и очисть его от грехов как ты очищаешь белую одежду от грязи, и поменяй ему мир на лучший чем этот, и семью на лучшую чем его, и жену лучше его жены, и введи его в Рай и убереги его от мук могилы и от мук Огня. О Аллах прости наших живых и мертвых, и наших молодых и старых, и наших мужчин и женщин, и наших присутствующих и отсутствующих. О Аллах, тот, кого Ты оставил жить из нас, оставь жить в исламе, а кого Ты упокоил из нас, упокой в имане. О Аллах не делай для нас запретной его награду, и не совращай нас после него».

Если умерший мусульманин был ребенком (неполовозрелый) или умалишенным, то за него прощение просить не надо. Для них используется следующее дуа: "اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطَاً، واجْعَلْهُ لَنَا أَجْرًا وَذُخْراً، واجْعَلْهُ لَنَا شَافِعاً وَمُشَفِّعَاْ" – «Алло́хумма- джъа'лху лана́ фаратон, ваджъа'лху лана́ аджрон ва зухран, ваджъа'лху лана́ ша́фиа'н ва мушаффиа'н » - «О Аллах, сделай его (покойного) для нас будущей наградой, и сделай его для нас наградой и запасом на будущее, и сделай его для нас заступником, чье заступничество принимается».

Место, где должен стоять имам в джаназа намазе

Мнения ученых относительно место, где должен стоять имам в джаназа намазе разошлись. По мазхабу Абу Ханифа желательно, чтобы имам стоял напротив груди покойного, без разницы является ли покойный мужчиной или женщиной.

Что должен делать тот, кто опоздал на молитву за имамом

Если желающий помолиться не успел начать намаз вместе с имамом, то он будет действовать следующим образом: если имам произнес первый такбир и читает восхваления, или произнес второй такбир и читает салават Пророку, или произнес третий такбир и читает дуа, то желающий помолиться за имамом не будет произносить такбир во всех трех случаях, а подождет пока имам не произнесет следующий такбир, чтобы вместе с ним его произнести. Оставшиеся такбиры он должен восполнить сам, после того как имам даст салам. Однако если тело покойного быстро забирают, то восполнять пропущенные такбиры не надо. Если же человек успел на намаз, когда имам произнес четвертый такбир, то он не успел на эту молитву.

Если имам произнесет больше четырех такбиратов (например, пять) то молящиеся за ним не должны делать тоже самое, а будут ждать пока имам не даст салам, чтобы с ним завершить намаз.

Условия (шуруты) джаназа намаза

Для того чтобы намаз состоялся необходимы те же условия, что и для других намазов, а именно:

  • Ислам;
  • Быть разумным;
  • Быть совершеннолетним (или хотя бы близким к этому возрасту понимающим подростком);
  • Иметь омовение;
  • Закрыть запретные части тела;
  • Чистота места, одежды и тела от нечистот;
  • Обращение в сторону къыблы;
  • Ан-ният (намерение).

Условия обязывающие совершить над покойником джаназа намаз

Для того чтобы над покойником был совершен джаназа намаз он должен соответствовать следующим условиям:

  • Быть мусульманином;
  • Наличие тела покойного или большей его части;
  • Тело должно лежать перед молящимися. По мазхабу Ханафи нельзя совершать намаз за покойника тело, которого отсутствует
  • Должно быть знание, что этот человек был жив;
  • Ритуальное омовение усопшего. Без этого нельзя совершать над ним намаз.

Время совершения джаназа намаза

Нельзя совершать (грех) джаназа намаз в следующие пять периодов времени, на совершение намаза в которых пришел запрет в хадисах:

  • Когда восходит солнце;
  • Когда заходит солнце;
  • Когда солнце находится в зените;

В остальное время можно совершать джаназа намаз.

Совершение над покойником намаза несколько раз, и после захоронения

Не желательным является совершение джаназа намаза еще раз, если первый намаз был совершен джамаатом. Если же первый намаз был совершен не джамаатом, то желательным является совершить его джамаатом до захоронения покойного. Если покойный был погребен без совершения джаназа намаза, то намаз можно совершить у его могилы.

Место совершение джаназа намаза

Совершать джаназа намаз можно в любом пригодном для молитвы месте. Однако совершать джаназа намаз на кладбище является не желательным. Также нежелательным является совершение джаназа намаза в мечети.

Достоинство джаназа намаза

В хадисах передается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

"مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فَلَهُ قِيرَاطٌ، فَإِنْ شَهِدَ دَفْنَهَا فَلَهُ قِيرَاطَانِ، الْقِيرَاطُ مِثْلُ أُحُدٍ" – «Кто совершит намаз за умершего (джаназа намаз), получит награду в один къырат, а если он будет присутствовать при погребении усопшего (т.е. будет на похоронах, совершая намаз за покойного, провожая его до кладбища и присутствуя при захоронении), то получит вознаграждение в два къырата. А один къырат равен величине горы Ухуд». «Сахих Муслим», хадис №2193.

Комменатриев нет.