Тасбих намаз

Тасбих намаз, как и тахаджуд относится к намазам (мандуб), которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда и оставлял.

Что такое тасбих намаз и его достоинства

Намаз тасбих получил свое название от того что эта молитва отличается от других многократным произнесением восхвалений Аллаху которым она сопровождается. При этом первым восхвалением идут слова «Субхоналлах», произнесение которых на арабском языке называется «Тасбих». Упоминающих достоинства тасбих намаза пришло немало хадисов, однако, все они слабые. Но когда есть много слабых хадисов то, по мнению многих ученых их можно использовать в подобных ситуациях для личного поклонения. Одним из таких хадисов (одни ученые посчитали его слабым хадисом, другие нет) является следующий хадис, переданный от Абу Рафиа, который сказал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал своему дяди Аббасу, да будет доволен им Аллах:

"يَا عَمِّ أَلَا أَصِلُكَ، أَلَا أَحْبُوكَ، أَلَا أَنْفَعُكَ؟ قَالَ: بَلَى يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: يَا عَمِّ صَلِّ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ تَقْرَأُ فِي كُلِّ رَكْعَةٍ بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ وَسُورَةٍ، فَإِذَا انْقَضَتِ الْقِرَاءَةُ فَقُلْ: اللهُ أَكْبَرُ، وَالْحَمْدُ لِلهِ، وَسُبْحَانَ اللهِ ، وَلَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، خَمْسَ عَشْرَةَ مَرَّةً قَبْلَ أَنْ تَرْكَعَ ، ثُمَّ ارْكَعْ فَقُلْها عَشْرًا، ثُمَّ ارْفَعْ رَأْسَكَ فَقُلْهَا عشْرًا، ثُمَّ اسْجُدْ فَقُلْها عَشْرًا، ثُمَّ ارْفَعْ رَأْسَكَ فَقُلْهَا عَشْرًا، ثُمَّ اسْجُدْ فَقُلْهَا عَشْرًا ثُمَّ ارْفَعْ رَأْسَكَ فَقُلْها عَشْرًا قَبْلَ أَنْ تَقُومَ، فَذَلِكَ خَمْسٌ وَسَبْعُونَ فِي كُلِّ رَكْعَةٍ وَهِيَ ثَلاثُ مِائَةٍ في أَرْبَعِ رَكَعاتٍ، وَلَوْ كَانَتْ ذنُوبُكَ مِثْلَ رِمْلِ عَالِجٍ غَفَرَهَا اللهُ لَكَ. قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ وَمَنْ يَسْتَطِيعُ أَنْ يَقولَهَا فِي يَوْمٍ؟ قَالَ: إِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ أَنْ تَقُولَهَا فِي يَوْمٍ ، فَقُلْهَا فِي جُمُعَةٍ، فَإِنْ لَمْ "تَسَتَطِعْ أَنْ تَقُولَهَا فِي جُمُعَةٍ فَقُلْهَا فِي شَهْرٍ. فَلَمْ يَزَلْ يَقُولُ لَهُ حَتَّى قَالَ: فَقُلْهَا فِي سَنَةٍ. – «О дядя, не хочешь ли ты, чтобы я одарил тебя, принес тебе пользу? Сказал дядя: «конечно о Посланник Аллаха». Сказал Пророк: «О дядя молись четыре ракаата, читая в каждом ракаате аль-Фатиху и суру. Когда завершишь чтение скажи: Аллаху акбару, альхамду лилЛахи, субханалЛахи, ля иляха иллялЛаху пятнадцать раз, прежде чем совершишь поясной поклон. Затем соверши поясной поклон и скажи их (эти слова) десять раз. Затем подними свою голову и скажи их десять раз. Затем соверши земной поклон и скажи их десять раз. Затем подними свою голову и скажи их десять раз. Затем соверши земной поклон десять раз. Затем подними свою голову и скажи их десять раз, прежде чем встанешь. И получается семьдесят пять раз в каждом ракаате и это триста раз в четырех ракаатах. И если будут твои грехи подобны огромным пескам, Аллах простит их тебе». Сказал дядя: «О Посланник Аллаха, а кто сможет произносить их (совершать эту молитву) каждый день?» Сказал Пророк: если ты не сможешь произносить их каждый день, то произноси в пятницу (т.е. раз в неделю). Если не сможешь в пятницу, то произноси их раз в месяц». И продолжал он говорить пока не сказал: «и произноси их раз в год»». «Сунан ат-Тирмизи», хадис №485.

Время тасбих намаза

Этот намаз можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершения подобных намазов считается не желательным. Если есть возможность можно совершать тасбих намаз один раз в день или ночь, если нет возможности, то раз в неделю, или месяц, или год, или хотя бы раз в жизни.

Как совершают тасбих намаз и молитвы (восхваления) произносимые в нем?

Тасбих намаз состоит из четырех ракаатов, которые можно совершить как в два намаза по два ракаата, так и один намаз в четыре ракаата с одним саламом в конце. Порядок совершения тасбих намаза такой же как и любой другой намаз из двух или четырех ракаатов. Единственное, что в этой молитве много раз произносятся тасбихаты (восхваления Бога).

В этом намазе произносится триста раз следующая формула восхваления Всевышнего: "سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَاللهُ أَكْبَرُ" – «Субх́аналЛа́хи, вальхамду лилЛа́хи, ва ля́ иля́ха иллялЛа́ху, валЛо́ху акбар» - «Аллах чист от всех недостатков, вся хвала принадлежит Аллаху, нет бога кроме Аллаха, Аллах велик». И некоторые добавляют еще слова "وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ" – «Ва ля́ хавля ва ля́ къуввата илля́ билЛа́х» - «И нет у нас сил повиноваться Аллаху без Его помощи, и нет у нас сил в оставлении неповиновения Аллаху без Его помощи».

В каждом ракаате эти слова произносятся по 75 раз, как было упомянуто в выше приведенном хадисе:

  • 15 раз перед чтением аль-Фатихи и сур;
  • 10 раз после чтения аль-Фатихи и сур;
  • 10 раз в поясном поклоне (после произнесения восхвалений поясного поклона);
  • 10 раз в положении стоя после поясного поклона;
  • 10 раз в первом земном поклоне (после произнесения восхвалений земного поклона);
  • 10 раз сидя между двумя земными поклонами;
  • 10 раз во втором земном поклоне.

Есть и второй вариант произнесения тасбиха:

  • перед аль-Фатихой тасбих не читают, а после нее читают не десять, а пятнадцать раз;
  • после второго суджуда не встают, а читают десять раз тасбих;
  • все остальное остается как в первом варианте.
  • и так общее количество остается 75 и 300 тасбихов в ракаате и всем намазе соответственно.

Что делать если забыл прочитать восхваления (тасбих)

Если в каком-либо месте по забывчивости была пропущена формула восхваления (Субхоналлах…..) и вы вспомнили об этом только в следующем рукне (действии) намаза, то возвращаться обратно, чтобы прочитать пропущенное не надо. Пропущенный тасбих можно прочитать в том действии, где вы находитесь, если это действие не из коротких рукнов намаза (стояние после поясного поклона, сидение между двумя земными поклонами). Например, вы не прочитали тасбих молитвы после аль-фатихи, тогда можно прочитать их в поясном поклоне (добавив к десяти тасбихам поясного поклона). Однако если вы забыли прочитать тасбих в поясном поклоне, то восполнять их при стоянии после поясного поклона нельзя, так как это стояние относится к коротким действиям намаза, которые удлинять нельзя. В таком случае вы можете восполнить пропущенные восхваления в следующем за коротким действием длинном действии намаза – в нашем примере это земной поклон.

Не желательным является совершения подсчета восхвалений (тасбихов) произносимых в тасбих намазе с помощью пальцев, если человек в силах запоминать их. Если запомнить трудно, то можно использовать пальцы.

Суры читаемые в молитве тасбих

Хотя точных, достоверных сведений о чтении определенных сур в тасбих намазе до нас не дошло, однако в некоторых книгах передается, что у сподвижника Пророка (с.а.с.) ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили о сурах читаемых в этом намазе и он назвал суры ат-Такасур (102-я сура), аль-Аср (103-я сура), аль-Кафирун (109-я сура) и аль-Ихлас (112-я сура).

Некоторые ученые посчитали, что будет предпочтительным чтения сур аль-Хадид (57-я сура), аль-Хашр (59-я сура), ас-Софф (61-я сура) и ат-Таг'абун (64-я сура), так как они более подходящие для этого намаза («Раддуль- Мухтар», Т. 2. Стр. 471-472).

Дуа читаемое после тасбих намаза

Желательно прочитать в конце намаза, после ат-ташаххуда и перед саламом, следующую молитву:

"اللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُك تَوْفِيقَ أَهْلِ الْهُدَى، وَأَعْمَالَ أَهْلِ الْيَقِينِ، وَمُنَاصَحَةَ أَهْلِ التَّوْبَةِ، وَعَزْمَ أَهْلِ الصَّبْرِ، وَجِدَّ أَهْلِ الْخَشْيَةِ، وَطَلَبَ أَهْلِ الرَّغْبَةِ، وَتَعَبُّدَ أَهْلِ الْوَرَعِ، وَعِرْفَانَ أَهْلِ الْعِلْمِ حَتَّى أَخَافَك. اللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُك مَخَافَةً تَحْجِزُنِي عَنْ مَعَاصِيك حَتَّى أَعْمَلَ بِطَاعَتِك؛ وَعَمَلًا أَسْتَحِقُّ بِهِ رِضَاك، حَتَّى أُنَاصِحَكَ بِالتَّوْبَةِ خَوْفًا مِنْك، وَحَتَّى أُخْلِصَ لَك النَّصِيحَةَ حُبًّا لَك، وَحَتَّى أَتَوَكَّلَ عَلَيْك فِي الْأُمُورِ حُسْنَ ظَنٍّ بِك، سُبْحَانَ خَالِقِ النُّورِ".

«Аллохумма инни́ асъалука тавфи́къа ахлиль-худа́, ва аъма́ла ахлиль-якъы́н, ва муна́сохата ахлит-тавбата, ва 'азма ахлис-собри, ва джидда ахлиль-хошяти, ва толаба ахлир-раг'бати, ва та'аббуда ахлиль-вара'ы, ва 'ырфа́на ахлиль-'ылми хатта́ ахо́фака. Аллохумма инни́ асъалука мухо́фатан тахджизуни́ 'ан ма'а́сы́ка хатта́ аъмала бито́'атика; ва 'амалан астахикъкъу бихи ридо́ка, хатта́ ана́сыхака биттавбати ховфан минка, ва хатта́ ахлиса лакан-насы́хата хуббан лака, ва хатта́ атаваккала алайка филь-уму́ри хусна зоннин бика, субха́на хо́ликъын-ну́р».

«О Аллах, поистине я прошу у тебя успеха людей прямого пути, и дел людей истины, и искренности людей покаяния, и решимости людей терпения, и усердия людей страшащихся, и искания людей желающих искать, и поклонения людей глубоко богобоязненных, и познания людей знающих пока я не начну бояться тебя. О Аллах, поистине я прошу у тебя боязненности удерживающей меня от неповиновения тебе пока я не начну совершать угодные тебе дела; и прошу дел через которые я заслужу твое довольство пока я не проявлю искренность в покаянии боясь тебя, и пока моя искренность не будет чистой в любви к тебе, и пока я не начну полагаться на тебя в делах, имея хорошее представление о тебе. Слава Создателю света».

Комменатриев нет.