Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником

Намаз мусульманина отправившегося в путь имеет два облегчения дарованных Всевышним, которых нет в других намазах – сокращение намаза и объединение намазов.

Сокращенный намаз

Доказательство дозволенности сокращения намаза

Что касается сокращения намаза, то это является дозволенным, опираясь на Коран, Сунну и Иджмаъ (единогласное мнение ученых). В Священном Коране, в 101-м аяте суры ан-Нисаъ, говорится: "وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَنْ يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا " «Когда вы путешествуете по земле, то нет на вас греха в сокращении вами намаза если вы боитесь фитны от неверных». Что касается Сунны, то пришло много хадисов о том, что Пророк (с.а.с.) сокращал намаз. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "صَحِبْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم، فَكَانَ لَا يَزيدُ فِي السَّفَرِ عَلَى رَكْعَتَينِ، وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ كَذَلِكَ رَضِيَ اللهُ عَنهُمْ" – «Я сопровождал ( в пути) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не совершал в пути более двух ракаатов. И также делали Абу Бакр, Умар и Осман, да будет доволен ими Аллах». Сахих Бухари, Стр. или номер хадиса 1102.

Какие намазы можно сокращать

Сокращать в пути можно только намазы в четыре ракаата, т.е. дневной (зухр), послеполуденный (аср) и ночной (ишаъ). Нельзя сокращать утренний (субх) и вечерний (магриб) намазы.

Сокращение намаза обязательно или нет

По мазхабу Абу Ханифа сокращение намаза в пути является ваджибом. Поэтому четырехракатные обязательные молитвы в пути надо совершать в два раката. Если совершить по забывчивости больше, то надо сделать в конце намаза суджуду-сахва (два земных поклона перед саламом). Если же совершить умышленно четыре ракаата, то если молящийся сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается действительной. При этом последние два ракаата будут считаться желательными. Однако молящийся совершает при этом грех. Если же он не сидел после второго ракаата отрезок времени, за который можно прочитать молитву ат-ташаххуд, то молитва считается не действительной.

Условия сокращения намаза

Ученые выделяют следующие условия сокращения номаза:

  • Дорога должна быть длинной;
  • Пересечение границ населенного пункта, где живет путник, т.е. всех зданий, полей и прочего, относящихся к этому населенному пункту;
  • Иметь в начале пути цель, куда он хочет добраться и для чего;
  • Не совершать намаз, если ты путник за не путником или путником совершающим намаз без сокращения. Наличие намарение (ният) на путь перед намазом;
  • Быть половозрелым. Совершать сокращенный намаз детям нельзя.

Расстояние на котором можно сокращать намаз

Длинной дорогой считается путь проходимый путником в среднем за три дня (вместе с ночами) или три мархалата (1 мархалат - расстояние, которое путник, в среднем, проходит за день). Последнее определение более подходящее в наше время, так как, сегодня, используя меры длины, легче понять путник ты или нет. Если перевести это расстояние в километры – получится примерно 121 км.

Совершение намаза путником за не путником и наоборот

Ученые сошлись во мнении, что путник может совершать джамаат молитву за не путником (т.е. местным жителем). Если путник совершит намаз за тем, кто совершает полный намаз, то и он должен совершить полный намаз, т.е. все четыре ракаата, а не два. Доказательством этого является хадис, переданный от Нафиъа и приведенный имамом Муслимом:" كَانَ ابْنُ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ إِذَا صَلَّى مَعَ الإمَامِ صَلَّاهَا أَرْبَعًا، وَإِذَا صَلَّى وَحْدَهُ صَلَّاهَا رَكْعَتَيْنِ" - «Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, когда совершал намаз (будучи путником) вместе с имамом, совершал его в четыре ракаата, а когда совершал намаз один, совершал его в два ракаата».

Также ученые сошлись в том, что можно совершать и не путнику намаз за путником. Имаму, являющемуся путником желательно перед намазом сообщить об этом молящимся за ним. Если же он забыл это сделать до намаза, то желательно сказать об этом после салама, чтобы не ввести в заблуждения молящихся за ним не путников. Доказательством этого является хадис, переданный Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи, где говорится, что Пророк (с.а.с.) будучи путником молился с людьми в Мекке, а после молитвы сказал людям: " يا أهلَ مكَّةَ قُومُوا فَصَلُّوا رَكْعَتَينِ أُخرَيَينِ؛ فَإنَّا قَوْمٌ سَفْرٌ" – « О жители Мекки, встаньте и сделайте еще два ракаата, поистине мы путники».

Если же имам по забывчивости, начнет встать на третий ракаат, то молящиеся за ним предупредят его, говоря громко «субхоналЛах».

Пропущенный в пути намаз

Кто пропустит намаз в пути, восполнит его в два ракаата, без разницы находится ли он в пути или дома. А кто пропустит намаз дома восполнит его в четыре ракаата, без разницы находится ли он дома или в пути.

Возможность сокращать намаз отпадает, если путник имеет намерение остаться в определенном месте 15 полных дней подряд, или более 15-ти.

Объединенный намаз

Большинство ученых сошлись во мнении о дозволенности объединения намазов. Объединять можно дневной намаз с послеполуденным и наоборот, вечерний намаз с ночным и наоборот. Утренний намаз объединять нельзя.

Доказательство дозволенности объединения намаза

Дозволенность объединения намазов закрепляется в хадисах, пришедших на эту тему. Так, передается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

"كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم إذَا رَحَلَ قَبْلَ أَنْ تَزِيغَ- تَمِيلَ ظُهْرًا- الشَمْسُ، أَخَّرَ الظُّهْرَ إِلَى وَقْةِ الْعَصْرِ، ثُمَّ نَزَلَ يَجْمَعُ بَيْنَهُمَا ، فَإِنْ زَاغَتْ قَبْلَ أَنْ يَرْتَحِلَ صَلّى الظُّهْرَ، ثُمَّ رَكِبَ." «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся в путь прежде чем солнце склонялось ко времени дневного намаза, он отодвигал дневную молитву ко времени послеполуденной, затем останавливался и совершал обе молитвы объединенными. Если же солнце склонялось ко времени дневного намаза прежде чем он выедет в путь, то он совершал дневную молитву и затем отправлялся». Хадис передали имамы Бухари и Муслим. От Муаза, да будет доволен им Аллах, передается следующий хадис: "أَنَّ النّبِيَّ كَانَ فِي غَزْوَةِ تَبُوك إِذَا ارْتَحَلَ بَعْدَ الْمَغْرِبِ عَجَّلَ الْعِشَاءَ فَصَلَّاهَا مَعَ الْمَغْرِبِ". «Когда Пророк (с.а.с.) был в газавате Табук если он отправлялся в путь после вечерней молитвы, то переносил ночную молитву к вечерней и совершал их вместе». Хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Однако по мазхабу Абу Ханифа нельзя объединять молитвы, кроме как в день Арафат для паломников можно объединить послеполуденный с дневным намазом, а также во время ночевки в долине Муздалифа можно объединить вечерний намаз с ночным. Доводом здесь приводится хадис о том, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал:"والَّذِي لَا إلَهَ غَيْرُهُ، مَا صَلَّى رَسُولُ الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم صَلَاةً قَطُّ إِلَّا لِوَقْتِهَا، إِلَّا صَلَاتَيْنِ، جَمَعَ بَيْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ بِعَرَفَةِ، وَبَيْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ بِجَمْعِ (الْمُزْدَلِفَةِ)." «Клянусь Тем, кроме кого нет бога, не совершал молитву Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда кроме как в свое время, за исключением двух молитв – он объединил дневную и послеполуденную на Арафате и вечернею и ночную в Муздалифе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

Объединение намазов по трем мазхабам

Маликитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы можно объединять по следующим причинам:

  • Быть в пути. В пути можно объединять намазы, без разницы путь длинный или короткий. Однако путь должен быть по суше. Он также должен быть к чему-то дозволенному. Для объединения намазов путем приближения второго намаза к первому необходимо соблюдение двух условий: а) наступление времени первого намаза (дневного или вечернего), когда человек будет в месте отдыха на пути; б) наличие намерение на продолжение пути до наступления времени следующего намаза (послеполуденного или ночного).
  • Сильный дождь. Сюда также относится и сильный снег. Здесь можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;
  • Сильная грязь вместе с темнотой, мешающая безопасно добраться до мечети. Здесь также можно совершать объединение намазов только с передвижением последующего намаза к предыдущему, при условии совершения намаза джамаатом в мечети. Это объединение относится только к вечернему и ночному намазу;
  • Болезнь на подобия эпилепсии, т.е. когда теряешь сознание. Можно объединять намазы, передвинув второй намаз к первому, если больной боится потерять разум (например, быть в сильном замешательстве) или это будет для больного более полезнее.
  • На Арафате. Можно объединить послеполуденный с дневным намазом;
  • В Муздалифе. Можно объединить вечерний намаз с ночным.

         Шафиитский мазхаб    

Причины и условия объединения намазов

Намазы можно объединять по причине пути, дождя (снега) и хаджа.

Во время дождя (снега) намазы объединять можно только путем переноса второго намаза к первому (например, послеполуденного к дневному). Это объединение дозволено при совершении намаза джамаатом в мечети, которая находится далеко от этого человека.

Можно также объединить намазы на Арафате - послеполуденный с дневным намазом, и в долине Муздалифа - вечерний намаз с ночным.

Что касается объединения намазов в пути, то их можно объединять как с переносом первого намаза к следующему так и наоборот, т.е. дневной намаз к послеполуденному, послеполуденный к дневному, вечерний – ночной, ночной вечерний. Путь должен быть длинным – 81км.

Однако для этого есть ряд условий. Чтобы совершить объединенный намаз с передвижением последующего намаза к предыдущему нужно соблюсти шесть условий:

  • Ният (намерение) совершить намаз с перемещением последующего намаза к настоящему. Например – «Я намереваюсь совершить аср намаз вместе с зухр намазом». Намерение необходимо в начале или в течение первого намаза;
  • Совершение объединенных намазов по порядку – сначала тот, которого время настало (т.е. первый), затем тот, который к нему перенесли.
  • Совершения объединенных намазов один за другим. Между ними не должно быть длительного временного промежутка;
  • Оставаться путником во время начала совершения второго намаза. Т.е. после совершения первого объединенного намаза надо вступить во второй намаз, будучи путником;
  • Должно оставаться достаточно времени для совершения первого намаза. Т.е. если, например, время дневного намаза практический вышло, так что его не хватит для совершения дневного намаза, то и объединять с послеполуденным нельзя;
  • Первый намаз должен быть действительным.

Если же намаз совершается с переносом первого ко второму (например, вечернего к ночному), то должны иметься два условия:

  • Должно быть намерение перенести первый намаз к следующему до того как закончится время совершения первого намаза;
  • Быть путником пока не совершит полностью второй объединенный намаз.

       Ханбалитский мазхаб

Причины и условия объединения намазов

Намазы (дневной - послеполуденный, вечерний - ночной) можно объединять, как с передвижением первого ко второму так и наоборот, в восьми случаях:

  • Быть в пути. Путь должен быть длиной в расстояние проходимое в среднем за два дня. Он должен не быть из категории запретного или нежелательного. В пути можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;
  • Болезнь. Если болезнь создает сильные проблемы больному, если не объединить, то можно объединять намазы как с передвижением вперед так и назад;
  • Кормление грудью, так как это создает трудности в плане нахождения в чистоте от нечистот для каждого намаза;
  • Не иметь возможности совершить омовение водой или землей для каждого намаза;
  • Не иметь возможности определить время;
  • Хронические проблемы, приводящие к постоянным выделением нечистот. Например, постоянные кровотечения из носа, недержание мочи и т.п.
  • Наличие тех причин, по которым можно оставлять пятничную молитву, например, боязнь за свою жизнь или здоровье;
  • Работа, которая не позволяет отлучаться.

Только вечерний и ночной можно объединять, если:

  • Сильный дождь, снег, холод. Можно объединить вечерний намаз с ночным с переносом его к вечернему;
  • Сильная грязь, приносящая людям много проблем, чтобы добраться до мечети;
  • Сильный ветер;

Можно также объединить намазы на Арафате – с переносом послеполуденного к дневному, и в долине Муздалифа – с переносом вечернего к ночному.

Для того чтобы объединение намазов при перенесении последующего к текущему намазу было действительным необходимо соблюдение следующих условий:

  • Выполнение объединенных намазов по порядку – сначала тот, которого время настало (т.е. первый), затем тот, который к нему перенесли;
  • Ният (намерение) совершить намаз с перемещением последующего намаза к настоящему. Намерение должно быть при вступлении в первый намаз;
  • Последовательное выполнение намазов один за другим, без длинных перерывов. Допускается небольшой перерыв на омовение или къомат (призыв на молитву);
  • Наличие вышеперечисленных причин, по которым было возможно объединение молитв при вступлении в первую и вторую молитву и при совершении салама в конце первой молитвы;
  • Быть путником и больным на момент завершения второго намаза.

Объединение намазов при перенесении текущего намаза к последующему считается действительным при наличии трех условий:

  • Намерение совершить объединенный намаз, которое должно присутствовать во время первого намаза. Должен остаться хотя бы отрезок времени, для совершения первого намаза, если бы он совершался вовремя;
  • Причины позволявшие объединять намазы должны сохраняться пока не наступит время второго объединенного намаза;
  • Выполнение намазов по порядку.

Комменатриев нет.